Фридайвинг как спорт, как вид активной деятельности и как способ самосовершенствования, все плотнее проникает в наше сознание.

Период настороженного недоверия, связанный с опасностью этого рода деятельности, уступает времени взвешенного баланса между пониманием причин, вызывающих проблемы, и неукоснительным соблюдением правил безопасности.

Все больше людей открывают для себя этот пленительный мир взаимодействия водной стихии и внутреннего переживания человека.

И, как и много лет назад, являясь способом проникновения в подводный мир, фридайвинг обращает на себя внимание наших детей, которые гораздо легче взрослых могут представить себя и стать полноправными участниками подводной жизни. И что, как не эти мечты может привести к рождению новых чемпионов, или просто людей тонко чувствующих и понимающих море, готовых жить в гармонии с ним и окружающим их миром.

Очень часто сами взрослые, увлекшись фридайвингом, хотят привлечь к этому занятию своих детей. Возникает понятие «семейного фридайвинга», которое включает в себя понятие фридайвинга «детского».

Вопрос о правомочности такого явления как детский фридайвинг стоял давно.

Основной причиной настороженного отношения к детскому фридайвингу, была и остаётся опасность внезапной потери сознания под водой, которая может привести к тяжелым последствиям, вплоть до утопления.

Допускать, даже в какой то мере, возможность блэкаута у детей во время занятий фридайвингом, было бы, по меньшей мере, безответственно и безрассудно.

Однако, за последнее время стремительного развития фридайвинга, прежде всего, как спорта, был накоплен большой опыт в исследовании, как причин, так и самого блэкаута.

Это не означает, что блэкаута теперь можно не опасаться. Просто сейчас все понимают, что блэкаут возникает практически всегда, как осознанное преодоление естественных предохранительных механизмов, как игнорирование своего инстинкта самосохранения.

Что касается детей, то, как показывает опыт, их взаимодействие с природной средой вообще и подводным миром в частности, основано на врожденном инстинкте самосохранения.

Для его уверенного включения нужно лишь дать ребенку больше самостоятельности. Самостоятельности в выборе решений: хочется ему заниматься фридайвингом или нет, интересен ему подводный мир или его более привлекают обитатели леса.

Так же, самостоятельно, ребенок может решать вопрос оценки своих сил.
Это повысит его уверенность в себе и послужит укреплению его самостоятельности.

«Уверенность ребенка в своих силах зависит от возложенной на него ответственности. Способность заботиться о себе у большинства западных детей используется только частично, а большая часть забот взята на себя родителями. С присущим ему неприятием излишеств континуум устраняет ровно столько механизмов самосохранения, сколько взяли на себя другие. В результате снижается эффективность самосохранения, поскольку никто, кроме самого ребенка, не может постоянно и тщательно быть на страже всех окружающих его обстоятельств. Это еще один пример попытки сделать что-либо лучше, чем сделала природа; еще один пример недоверия к способностям, находящимся на уровне подсознания, и узурпации его функций интеллектом, который не может принять во внимание весь объем соответствующей информации. Наша привычка вмешиваться туда, где безошибочно работает инстинкт, не только приводит к большему количеству несчастных случаев у детей в цивилизованных странах, но и к возникновению множества других опасностей.» (из книги Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»)

Для правильного формирования стержня интереса к фридайвингу у детей, стоит сконцентрировать внимание на внутреннем стремлении к взаимодействию с водной стихией, как с внешней силой, при отсутствии соперничества с другими детьми и взрослыми.

Спортивный дух фридайвинга, который может быть сохранен в этом случае, определяется способностью тонко чувствовать свое собственное состояние по отношению к внешним условиям, с правильной оценкой ситуации в данный момент времени.

Чувство победы, так ценное для формирования психологически важной уверенности в своих силах, основывается на преодолении не столько физических преград, сколько за счет преодоления психологических барьеров выставляемых растущим Эго ребенка. В первую очередь победа над честолюбием и гордыней. При этом ребенок видит и понимает, что более эффективным для победы над природой, является не метод силы, а путь максимального сближения и мягкого взаимодействия с окружающей и порой враждебной средой.

Другим, не менее важным механизмом защиты, который можем поставить мы – взрослые, является правильная направленность тренировок для детей.

Учитывая неоднозначность возможного воздействия больших гипоксических нагрузок на растущие и развивающиеся детские организмы, следует направить основную часть тренировочного процесса на укрепление психологической адаптации к водной среде с увеличением водного потенциала, при ограничении максимальной гипоксии в зоне относительного субъективного комфорта.

В этом случае физическая активность в воде будет способствовать укреплению сердечно-сосудистой системы, увеличению жизненной ёмкости легких, правильному росту и укреплению костно-суставной системы позвоночника, усилению общей резистентности организма за счет укрепления его иммунитета.

Накопленный опыт занятия детьми фридайвингом в виде семейного увлечения, показывает, что при правильном подходе, вырастая и продолжая заниматься, они достигают значительных личных успехов, обретая для себя увлекательное занятие на долгие годы.

Таким образом, занятия фридайвингом в специализированных группах под руководством опытных инструкторов, могут служить средством укрепления здоровья, развития интереса к взаимодействию с подводным миром и накоплением базовых навыков и умений для начала тренировок во «взрослом» или спортивном фридайвинге.

Автор: Евгений Бутов

Источник: http://apnodok.ru/